Блог
40 лет для карьеры — быть или не быть?
40 лет для карьеры – возрастной кризис, экватор или точка силы?

Тот, кто каждое утро планирует дела дня и последовательно
выполняет этот план, видит, что планирование прокладывает
для него путь в лабиринте насыщенной и деятельной жизни.
Виктор Гюго


Возраст 40 лет в психологии считается кризисным, переломным в жизни человека. В этот период он подводит промежуточные итоги своей жизни – профессиональной, личной, общественной. Анализирует служебную карьеру – удалось ли реализовать намеченные планы? Каким он обладает опытом? Какой статус в социальной группе он занимает? В это время перестраиваются жизненные замыслы, формируются новые ориентиры. При этом нередко возникает недовольство занимаемой должностью, а иногда и профессией, хочется все бросить, изменить и начать заново. Чаще всего такие ситуации возникают с теми людьми, которые делали неосознанный выбор профессии, по накатанной продолжали учиться, работать. И вот наступает момент, когда инерция заканчивается, пружина недовольства и эмоционального выгорания сжата до предела. Что делать?

Представим, что такой человек обратился к вам как карьерному консультанту. Основной запрос в этом случае – понимание себя, поиск тех профессиональных сфер, которые будут приносить удовлетворение от работы и давать энергию. В работе нужно учитывать, что сорокалетний человек хорошо понимает себя, способен определить зоны своей экспертности и те сферы деятельности, которые его вдохновляют. Карьерному консультанту в этом случае важно вывести клиента на уровень осознания, помочь ему привести эту информацию в систему и разработать на ее основе личный стратегический план.

Наиболее релевантным методом для этого, на мой взгляд, является коучинг. Он даст возможность «идти от клиента», использовать способность взрослого человека мыслить, планировать и принимать только те решения, которые подходят к его личностной и профессиональной ситуации.

В построении коучинговой беседы предлагаю опираться на труд Брайана Трейси «Технология достижения: Турбокоучинг по Брайану Трейси». Эффективность предлагаемых автором методов и практических упражнений проверены 20-летним практическим опытом. С его помощью клиенты достигали кардинальных изменений в карьере, и в качестве жизни в целом.

Итак, с чего начинать?

Самое главное - необходимо разработать личный стратегический план действий клиента.

Начните с простых вопросов: «Пробовали ли вы в последние полгода сформулировать для себя конкретные цели в карьере или бизнесе?» (да/нет). «Если бы вы поставили перед собой те или иные цели, есть ли у вас план по их достижению?» (да/нет).

В рамках данного этапа работы клиенту необходимо будет поставить перед собой цели в карьере или бизнесе (реальные, а не скрытые!), сформулировать свое представление о профессиональной деятельности, ее стратегической цели, знаниях и умениях, которые необходимо развивать в этом контексте.

Ключевые вопросы в этой работе:

  1. Ценности. «Определите 3-5 ценностей, которые наилучшим образом соответствуют принципам построения вашей карьеры или бизнеса».

  2. Идеальная концепция. «Перенеситесь мысленно на пять лет вперед. Как вы представляете себе свою карьеру (бизнес) в идеале? Чему вы посвящали бы основную часть своего рабочего времени? Каков был бы ваш доход? С какими людьми пришлось бы сотрудничать? Каковы были бы ваши функциональные обязанности и уровень ответственности? В какой сфере вы бы работали?».

  3. Задачи. «Исходя из определенных ценностей, каким образом вы можете воплотить свою идеальную концепцию в жизнь? Сформулируйте соответствующие вопросы, связанные с карьерой или бизнесом».

  4. Стратегическая цель. «В чем именно вы видите стратегическую цель вашей профессиональной деятельности? На какие группы людей ориентированы ваши бизнес и карьера?»

  5. Конкретные цели. Каких конкретных целей необходимо достичь для реализации вашей идеальной карьеры? Какая конкретная цель, если вы ее достигнете, в наибольшей степени помогли бы вам воплотить идеальную концепцию вашей карьеры?»

  6. Знания и навыки. «Какой дополнительный навык, если бы вы освоили его в совершенстве, помог бы вам добиться ключевой конкретной цели в карьере или бизнесе быстрее, чем любой другой навык?»

  7. Привычки. «Какие привычки, касающиеся образа мышления и действий, необходимо вам выработать, чтобы суметь добиться поставленных целей?»

  8. Повседневная деятельность. «Что конкретно необходимо будет делать каждый день, чтобы стать тем, кем вы хотите стать, и добиться намеченных целей?»

Дальнейшая работа с клиентом идет в сторону углубления каждого пункта. Например, необходимо четко определить сущность нынешней профессиональной деятельности клиента и сформулировать его устремления. Для этого используются ключевые элементы процесса постановки целей и стратегического мышления.

Затем необходимо определить конкурентов, ответив на вопрос: «Каким образом выявить тех людей (как внутри, так и за пределами вашей компании), которые составляют вам конкуренцию в борьбе за результаты и вознаграждения?» Изучение конкурентов позволит разработать стратегию, которая даст возможность клиенту добиться максимальных результатов в кратчайшие сроки, повысить свою конкурентоспособность.

Важным является способ формирования менталитета, ориентированного на клиентов. В связи с этим необходимо создать образ идеального клиента и продумать эффективную стратегию привлечения возможно большего числа подобных потребителей.

Базовым во всей работе по самоопределению личности является определение тех сфер, в которых клиент достиг наибольшего профессионализма. Это и есть те ключевые области деятельности, где блестящие достижения способны обеспечить блестящие практические результаты и принести максимальное удовлетворение.

После этого обсуждаются возможные помехи в работе, то есть те аспекты, которые мешают человеку стать таким, каким он хочет, и добиться желаемых целей.

Устранение помех будет способствовать повышению производительности труда и оптимизации использования времени. Необходимо тщательно проработать с клиентом все детали организации рабочего процесса, контроля собственной производительности. Способность адекватно оценивать ключевые факторы своей профессиональной деятельности поможет клиенту увидеть личные и профессиональные качества, устоявшиеся поведенческие стереотипы и привычки и сделать вывод о том, насколько рационально он расходует усилия и время для получения желаемого результата.

При необходимости можно обсудить вопросы делегирования полномочий и использования внешних ресурсов в своих интересах.

Результатом работы по самоопределению клиента является построение личного бренда. Личный бренд позволит заказчику определить свою индивидуальную нишу, выделиться на конкретном рынке посредством уточнения специализации, сформировать свой имидж.

Такая работа носит длительный характер. Она позволяет обеспечить стратегическую успешность клиента в построении карьеры, подчеркнуть те таланты и способности, которые он сможет использовать для достижения выдающихся успехов в своей области.

Автор статьи: Алла Попова — карьерный консультант, кандидат психологических наук, доцент в МГУУ Правительства Москвы.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda