Блог

11 ключевых компетенций будущего

Руководитель отдела персонала девелоперской компании «Унистрой». Более 7 лет опыта в управлении персоналом, из них 4 года в области обучения и развития персонала в нефтесервисном направлении. Сертифицированный коуч ICF, бизнес-тренер
Мы ежедневно работаем с большим объемом тактических задач и держим в фокусе стратегические вопросы. Мы исследуем новые книги и сообщества, следим за трендами, участвуем в обучающих мероприятиях, устанавливаем контакты с разными людьми (в том числе через интернет), делимся с семьей и друзьями приятными новостями и накопившимися проблемами, в социальных сетях каждую минуту появляется много различной информации.
Если коротко, то мы живем в постоянно меняющемся стрессовом мире, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Такой мир американцы назвали мир VUCA. VUCA — это аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

Еще одной важной характеристикой этого мира является неизбежное старение. Доля пожилых неуклонно растет. В России, например, к 2050 году она достигнет 30%.

На глазах меняется городская среда — города стремятся быть комфортными, предоставлять больше благ в общественное пользование, подстраиваться под каждого жителя. Все важнее становится бережливое отношение к природе: среди глобальных трендов — зеленый образ жизни и экологическое ответственное развитие. Это уже не только ценностная установка поколения миллениалов, но и существенный фактор конкурентоспособности бизнеса. До 80% людей готовы отказаться от продукта или услуги, если компании действуют, с их точки зрения, неэтично. Сегодня успешный проект — это прежде всего не идея и финансирование, а время, необходимое для вывода продукта на рынок и завоевания потребителя.

И в этом динамичном мире мы просто должны понимать, что красного диплома ВУЗа или hard skills, наработанных опытом многих лет, уже недостаточно. В ближайшие 10-15 лет исчезнут многие профессии. Сегодняшних сотрудников (в том числе высокопрофессиональных) заменят технологии. Однако, при этом возникнут новые профессии и направления, которые нужно осваивать уже сейчас.

Очевидно, что необходимо уже сегодня начать развитие новых компетенций. Мы просто должны понять, какими компетенциями нам нужно обладать, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Какими же компетенциями будущего должны обладать люди?

По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив и Сколково, разрабатывающих «Атлас новых профессий 3.0», который должен выйти до конца 2019 года, нам и нашим детям важны будут следующие «надпрофессиональные» навыки будущего.
Расширьте компетенции и поднимите свою профессиональную ценность — забирайте готовые HR-инструменты от экспертов topcareer на открытых уроках.
Экологическое мышление
Компетенция про любовь и бережное отношение к окружающей нас природе. Глобальные экологические проблемы — это вопрос не отдельной группы лиц, а каждого человека, его ответственного отношения к природным богатствам планеты. Экологическое мышление дает понимание происходящего и смещает фокус внимания с необдуманного потребления на планирование мероприятий по снижению энергопотребления, расхода воды или природного сырья, а также уменьшение объема производимых отходов (повторная переработка отходов, применение биоразлагаемых материалов).
Управление проектами
Для решения конкретных задач сейчас всё больше компаний создают внутри проектные команды. Также люди выбирают не одного конкретного работодателя, а оказывают услуги нескольким компаниям сразу. Поэтому от каждого ожидаются лидерские качества, способность расставлять приоритеты и формировать команду под любую задачу.
Системное мышление
Эта компетенция наиболее актуальна во время постоянных изменений, умение применять системное мышление в регулярной деятельности позволит увидеть, как изменение одного элемента влияет на изменение всей системы.
Работа с людьми
Реализация многих проектов уже сегодня невозможна в одиночку. Для того, чтобы быстрее и эффективнее реализовывать проекты, необходимо умение выстраивать коммуникации с разными людьми, учитывать мнения других участников, проявлять эмпатию и разрешать конфликтные ситуации.
Работа в условиях неопределенности
Неудивительно в мире VUCA, верно? Когда постоянные изменения — это стабильность, то важно уметь самостоятельно управлять своим состоянием — настраиваться на эффективную работу и держать себя в руках в стрессовых ситуациях.
Программирование, искусственный интеллект, робототехника
Эта компетенция в ближайшем будущем будет считаться базовой, как сегодня MS Office. Умение настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи будут повышать конкурентоспособность на рынке.
Навыки художественного творчества
Создание новых нестандартных решений в мире, где новая разработка одного производителя будет скопирована другим на следующий день, будет востребована среди работодателей.
Мультиязычность и мультикультурность
Интернет, владение английским языком, широкая сеть авиаперелетов по всему миру позволяют нам изучать опыт компаний из наших сфер в других странах, производить совместно товары и услуги. Помимо свободного владения английским языком, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров.
Межотраслевая коммуникация
Многие новые профессии уже сегодня появляются на стыке разных отраслей: IT и строительства, науки и искусства, управления персоналом и маркетинга. Поэтому многим специалистам в ближайшем будущем понадобится понимание процессов в смежных областях.
Клиентоориентированность
Сегодня многие передовые компании измеряют NPS среди своих клиентов, проводят различные дополнительные мероприятия, используют разные каналы коммуникаций, чтобы быть ближе к тем, для кого создается продукт или услуга. Близость к клиенту, умение точно услышать его основной запрос и предложить максимально подходящее для него решение — будущее компаний.
Бережливое производство
Это концепция управления производственным процессом, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь через постоянное вовлечение в процесс улучшения бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на клиента.
Какие можно сделать выводы?

Исходя из представленных навыков будущего, востребованность нас, наших детей и сотрудников как профессионалов во многом зависит от успешности в сферах коммуникаций и взаимодействия. Тенденции последних лет показывают, что предполагаемое будущее наступает раньше, поэтому уже сегодня необходимо выстраивать свое развитие и систему развития в компании, фокусируясь на ключевых компетенциях.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Показать ещё...