Блог
Портрет карьерного консультанта
Портрет карьерного консультанта

Консультирование как вид деятельности не имеет определенного научного статуса и скорее развивается как услуга на рынке, нежели как научное знание. В своей работе консультанты чаще исходят не из теории, а из практики, ориентируясь на потребности клиента и общую конъюнктуру рынка.

Карьерное консультирование в России - новое и мало изученное направление работы. Профессиональное сообщество только зарождается. Для того, чтобы этот вид деятельности развивался, необходимо много различных условий, в том числе – важно консолидировать знания и обобщать практический опыт действующих карьерных консультантов.

Летом этого года, с помощью социальных сетей и профессиональных сообществ был проведен опрос карьерных консультантов, работающих по профессии более 3 лет. Целью опроса было изучение карьерного консультирования как вида деятельности и требуемых компетенций. Своим опытом поделились 26 экспертов. На основании их мнения был составлен портрет карьерного консультанта.

Полученные результаты будут интересны начинающим специалистам – тем, кто изучает карьерный менеджмент и делает первые шаги в профессии, и тем, кто только присматривается к этому виду деятельности.

Самые популярные запросы, с которыми обращаются клиенты:

  • Как сменить профессию/перейти в другую отрасль?
  • Как найти работу? Трудности с поиском.
  • Как написать резюме, пройти собеседование и пр.

В процессе консультирования по вопросам карьеры чаще всего консультантам приходится решать следующие задачи:

  • Оценивать профессиональные и личностно-деловые качества клиента
  • Готовить клиента к интервью и сложным разговорам с начальством

Обратите внимание: популярные запросы клиентов не соответствуют тому, что чаще всего приходится делать консультанту. Это свидетельствует о том, что значительная часть работы консультанта связана с выявлением скрытых потребностей формированием реального запроса. Данная компетенция требует навыков психологической работы.

Групповые формы работы:

Около 60% участников проводят корпоративные тренинги по развитию карьеры и оценке потенциала сотрудников. Около 45% участников проводят открытые тренинги по трудоустройству, развитию карьеры, лекции и выступления о рынке труда, профориентационные мероприятия для школьников и студентов. Остальные участники опроса вообще не проводят групповые формы консультирования.

Основными областями знаний, которые участники считают наиболее значимыми для работы карьерным консультантом являются:

  • Управление персоналом ((HR)
  • Психология и педагогика
  • Управление предприятием (консалтинг, собственный бизнес, руководящие позиции)

Ключевыми компетенциями карьерного консультанта являются:

  • Вовлеченность (любовь к людям и профессии)
  • Эмпатия, управление эмоциями
  • Системность и анализ
  • Ориентация на результат
  • Обучаемость

Консультант должен знать:

  • Структуру проведения консультационной сессии
  • Структуру рынка труда и его основные тренды
  • Общие принципы работы компаний разного масштаба
  • Базовые знания по всем HR-направлениям (рекрутинг, оценка, обучение, построение кадрового резерва и пр.)
  • Особенности работы в разных отраслях экономики (хотя бы в нескольких)
  • Основы ведения предпринимательской деятельности

Консультант должен уметь:

  • Презентовать себя и рекламировать свои услуги (интересно писать, выступать на мероприятиях, организовывать продажи и пр.)
  • Снимать запрос, фиксировать договоренности и заключать контракт
  • Применять развивающий (коучинговый) стиль общения
  • Слушать клиента и резюмировать его основные мысли
  • Оценивать личностно-деловые качества клиента
  • Давать клиенту обратную связь
  • Понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме
  • Оказывать клиенту психологическую поддержку

На нашем онлайн-курсе мы подробно разбираем каждый из этих запросов.

Приведем несколько цитат из опроса.

Карьерный консультант должен обладать следующими компетенциями:

«Их очень много. Как минимум - быть адекватным и эрудированным человеком. Как максимум - уметь слышать и слушать, обладать высоким уровнем эмпатии, иметь базовые компетенции специалистов по управлению персоналом»

«Этика взаимоотношений с клиентом. Умение заключать ясный и прозрачный контракт с клиентом, с обозначенным результатом. Структура сессии карьерного консультирования. Маркетинг и продажи услуг»

«Личностная зрелость (как качество). Консультирование (как навык). Ориентация на рынке труда (как совокупность знание-опыт = навык)»

«Умением слышать клиента; видить многообразие вариантов развития; правильной оценкой рабочих качеств клиента. Работать в недерективном подходе, сочетая его с развивающим»

«Проактивно мыслить. Любить людей. Жить профессией»

«Своей успешной карьерой. Знанием устройства корпораций изнутри. Опытом проведения собеседований и отбора. Опытом управления людьми»

Рекомендую начинающим карьерным консультантам:

«Постоянно учиться, постоянно мониторить рынок»

«Приобрести корпоративный опыт»

«Учиться тому, что можно применить в своей работе уже в течение первого месяца»

«Не воспринимать себя звездой, которая вешит судьбы!»

«Ищите лучшее в каждом. Талантлив любой человек. Надо только помочь ему распознать свой успех»

«Научиться выделять не свои запросы и отдавать их компетентным коллегам. Само обучение этому навыку имеет развивающий характер»

«Понимать взаимосвязи бизнес-процессов в компании»

«Построить собственный личный бренд»

«Нарабатывать больше опыта и быстро его анализировать, самостоятельно и с супервизором - залог быстрого роста в профессии»

Автор статьи: Оксана Антипова - руководитель учебного центра Leader Team, HR, психолог, медиатор, мастер НЛП, карьерный консультант. Преподаватель Школы Карьерного Менеджмента - приходите учиться к нам на онлайн-курс или на очную программу!
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda