Блог
На собеседовании рассказывайте истории
Екатерина Смирнова
16.05.2017
Поговорим об одной полезной технике прохождения интервью по компетенциям.

Напомню, что компетенции, или навыки, можно условно разделить на технические (hard skills), бизнес (soft skills) и управленческие (managerial skills). Они по-разному приобретаются, развиваются и оцениваются. Для каждой вакансии характерен набор компетенций, по которому проводится интервью. Например, у маркетолога могут проверять навыки владения современными инструментами маркетинга (технический навык), а работнику клиентского сервиса имеет смысл подготовиться к проверке навыка разрешения конфликтов (бизнес навык).

Как же строятся вопросы на интервью по компетенциям? Как правило, это вариация на тему «Расскажите мне о том, как вы…»). Западные карьерные консультанты в один голос говорят о том, что надо научиться интересно рассказать историю (tell a story). Это только на первый взгляд простая техника. Реально история должна быть краткой, результативной, эффектной. Очень трудно удерживаться в рамках структуры, не растекаться мыслю по древу, не переходить в формат простого повествования.

И здесь очень помогает известная техника под названием STAR. Это аббревиатура четырех важных составляющих Situation (ситуация в компании или департаменте) – Task (оперативное задание лично вам) – Actions (пошагово что было сделано) – Result (результат, количественный или качественный).

При этом на каждый этап выделяется определенный «бюджет» предложений, чтобы держаться в рамках структуры и не описывать ненужные подробности. Принцип прост – укорачивайте предложения, избегайте длинных деепричастных оборотов, и усиливайте глаголы. Они должны быть результативные, совершенного вида (внедрил, обеспечил, создал с нуля и т.п.) Сильные глаголы – локомотив, движущая сила вашей самопрезентации.

Разберем конкретные примеры.

Кандидата на позицию менеджера по маркетингу могут спросить так: «Расскажите, как вы решали проблему в условиях жесткого дедлайна». Вот вариант ответа в рамках техники STAR:

• Ситуация – для начала создайте контекст вашей краткой истории. Например, "Мы должны были провести презентацию по новому продукту компании группе лиц (50 делегатов конференции), принимающих решения, а главный спикер попал в пробку и безнадежно опоздал».

• Задание – что требовалось от вас. Например, «Найти альтернативу в сложившейся ситуации и не упустить шанс сделать презентацию, не подвести компанию».

• Действия – что реально было сделано. Например, «Я переговорил с организаторами и смог убедить их поменять порядок презентаций. Также я созвонился с другим коллегой, который заменил основного спикера и срочно выехал на мероприятие».

• Результат – как хорошо все сложилось. Например, «Основной спикер не успел на презентацию, но мы объяснили ситуацию всем участникам, и презентация заменяющего сотрудника прошла очень успешно. Все прошло не совсем гладко, но была принята аудиторией очень тепло и с пониманием. В результате мы установили полезные контакты, и два слушателя позднее конвертировались в клиентов».

Что тут особенно важно:

Во-первых, нужно приводить конкретные, а не общие примеры и постараться оценить успех в количественном выражении. В вышеприведенном примере мы назвали количество делегатов и количество конвертированных клиентов. Это делает вашу историю более интересной, убедительной и годной для оценки компетенций.
Во-вторых, так как вопросов на интервью много и на каждое нужно потратить относительно мало времени, важно формулировать краткие и структурированные ответы-истории с выводом на результат. Иначе говоря, постарайтесь уместить максимум достижений в минимум времени. И конечно, заканчиваем STAR-презентацию на положительной ноте.

Если вы овладеете техникой STAR в совершенстве, она будет невидимо вам помогать формулировать четкие, краткие, хорошо структурированные истории о ваших успехах и реализованных проектах. Совет: создайте заранее запас таких историй, они помогут на любом этапе процесса интервью. Ведь здесь будет работать простейшая техника переноса прошлых успешных историй на будущую работу у потенциального работодателя.
Обучение для карьерных консультантов
Чтобы узнать о других методах работы с карьерными запросами и методологией карьерного менеджмента, приходите к нам на обучение.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda